Բավ է պառակտվել
25-04-2014 17:31

Турецкий историк прокомментировал заявление Эрдогана относительно Геноцида армян

Заявление премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдогана по 1915 году превратится в предмет многих обсуждений, так как премьер-министр впервые выступает с подобным заявлением. Об этом пишет турецкий историк Танер Акчам. Представляем часть статьи турецкого историка, признавшего Геноцид армян, которая была опубликована на сайте T24.
"Скучно писать комментарий. Ясно, что должно быть сказано. Это история о наполовину пустом стакане. Те, кто видит воду в стакане, охарактерихзуют это, как весьма положительный шаг, назовут его "историческим". Будут также те, кто видит, что стакан наполовину пуст, и не отнесутся положительно, роизнося выражения "новая игра Тайипа", "он пытается впечатлить, не сказав ничего". Будут говорить: "Почему сейчас?" или "В чем состоит его цель?" Будут также воздержавшиеся с фразой "Да, этого недостаточно, но все же..." В заявлении есть несуолько мощных мыслей: во-первых, это формулировки "разные подходы необходимо принимать терпимо" и "необхдоимо понять, выслушивая друг друга". Это заявление по 1915 году официально провозглашает приемлемость атмосферы свободных обсуждений, однако это уже должно было существовать в 21 веке, и радоваться этому немного странно.
Второй важнейшей мыслью является выражение "понимать и разделять боль". Я слегка улыбаюсь. В 1993 году, когда я впервые прибыл в Турцию, я помню глаза, полные ненависти, когда я со страхом повторял эти слова. Слышать подобные слова от премьер-министра в 21 веке странно. Нравится нам это или нет, но это показывает наш путь, пройденный на протяжении 21 года. Третья важнейша мысль это "я желаю упокоения душам армян, убитых из-за условий, сформировавшихся в начале 20 века, а их потомкам выражаю свои соболезнования". Он не отметил 1915 год, не произнес слова "погром", однако, наверное, именно эта часть является наиболее важной. Это имеет ранее не произносящуюся важнейшую человеческую сторону. С этой точки зрения это новость, которую мы не можем проигнорировать. Большего сказать не могу, так как это поймут те, деды которых были убиты в это время. В заявлении содержится очевидная ложь. "Мы открыли наши архивы для всех исследователей", - сказал премьер-министр, произнося очевидную ложь.
Одним из важнейших архивов по Геноциду армян является архив Генштаба ВС. Он не был нормально изучен и не открыт для исследований. Произносить ложь в подобном заявлении некрасиво. Партия "Справедливость и развитие", которая произвела некоторые изменения в политике Турции с 2002 года, изменила свой официальный язык по вопросу Геноцида армян.
На самом деле после убийства Гранта Динка эта атмосфера несколько поломалась, однако сейчас она стала более официальной. Из этого заявления мы можем понять, что правительство уже будет принимать также идеи мыслящих "вне официальной позиции", однако правительство не меняет своей позиции по 1915 году. Прежний образ мышления продолжает свое существование.
Если вы будете комментировать этот язык, как "большую перемену", я не могу ничего не могу сказать, однако я не увидел какой-либо новости в заявлении по 1915 году. Важнее обратить внимание на предпринимаемые после этого шаги. Для меня сам вопрос состоит не в том, что сказал премьер-министр, а в том что и кто заставил его сказать это.
В канун 2015 года правительство на международных площадках прижали к стенке, и оно пытается найти выход. Еще вчера Союз евреев Америки, который считался лучшим защитником Турции в США, произнес термин "геноцид" и призвал Турцию признать Геноцид армян.
Подумайте минуту: если бы премьер-министр, потерявший международную поддержку, в этих условиях вновь повторил фразу "мусульмане не осуществляют геноциды", " мы не можем назвать наших дедов авторами Геноцида" и подобные слова, что бы произошло? Премьер-министр был вынужден сделать это: он просто пытается добежать до уходящего поезда.
Я считаю, что "совершение чуда" находится не в руках премьер-министра, а в наших руках: в руках тысяч людей, вышедших на улицы после смерти Гранта. Этому будут способствовать также давления, реализуемые на Турцию из-за рубежа. Протест народа Турции начинает присоединяться к усилиям армянской Диаспоры. Эта сплоченность не сменила точку зрения премьер-министра, но заставила сменить язык.
Те, кто заставили премьер-министра произнести эти слова, при этом, ничего не понимают. Мы уже не те, что прежде. Мы, то есть люди, борющиеся с вековой ложью по вопросу Геноцида армян 1915 года, очень изменились. Если бы премьер-министр произнес эти слова 10 лет назад, мы бы посчитали это "революцией". Однако с тех пор утекло много воды...".