Բավ է պառակտվել
24-04-2017 10:53

Свидетельства от очевидцев истребления армян в Османской Турции

Турецкая политика конца 19-го и первой четверти 20 века обернулась чудовищными преступлениями против христианских и нехристианских народов, проживающих на территории Османской империи. Именно в это время на глазах у всего цивилизованного мира произошел первый в истории 20 века геноцид, в результате которого было истреблено полтора миллиона армян.

Ниже свидетельства некоторых известных людей, которые были современниками тех страшных событий, в чьих сердцах трагедия армянского народа не могла не вызвать возмущение и боль. Свидетельства этих людей являются неоспоримым доказательством целенаправленной политики истребления армян в Османской империи.

Иоганнес Лепсиус - немецкий общественный деятель, основатель "Ориент Миссион", выступающий против турецкой политики истребления армян в Османской Турции. Автор серии статей "Правда об Армении". Организатор миссий для помощи христианам, в частности армянам, на Востоке. Своей деятельностью пытался привлечь внимание мировой общественности к резне населения Западной Армении.

"Власти (Турции. Ред.) говорят о переселении. Я же утверждаю, что это, мягко выражаясь, злоупотребление словом. Можно ли цивилизованный народ одним росчерком пера выселить в месопотамские пустыни… Слово "переселение" — постыдная маскировка. Депортация организована властями так, что несчастные через неделю погибают в пути от голода, жажды и болезней или сходят с ума; курдам и бандитам, да и самим солдатам разрешено убивать юношей и мужчин, оказавших сопротивление, а девушки и женщины обречены на бесчестие или угон".

Генри Моргентау - американский дипломат, посол США в Турции (1913 -1916 гг)в своей книге "История посла Моргентау" приводит убедительные доказательства того, что младотурки путем резни нацелены окончательно "решить" армянский вопрос. Ниже приведены самые яркие отрывки из данной работы дипломата.

"Младотурки проявили большую изобретательность, чем их предшественник Абдул Гамид. Свергнутый султан просто призывал "убивать, убивать", в то время как турецкая демократия действовала по совершенно новому плану. Вместо неприкрытой резни армян они решили выслать их. ...Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ о высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации; они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали попыток скрыть этот факт. Высылка происходила в течение всей весны и лета 1915 года...

...Правительственные чиновники предупреждали армян, что поскольку депортация является временной мерой и они по окончании войны вернутся обратно, то им не разрешается продавать свои дома. Но не успевали бывшие хозяева покинуть селение, как в их квартиры вселялись магометане – переселенцы из других областей Турции. Аналогичным образом все ценные вещи армян: деньги, кольца, часы и драгоценности – забирались в полицию якобы для "надежного хранения" до возвращения хозяев, а затем распределялись между турками.

...Систематическое истребление мужчин продолжалось. Уничтожению подвергались и те мужчины, которые уцелели во время предыдущих казней. Еще до отправления каравана установилась такая практика: юношей отделяли от их семей, связывали вместе по четыре человека, уводили на окраины селения и расстреливали. Беспрерывно происходили массовые казни без суда. Когда давали сигнал к отправлению караванов, они состояли почти всегда из женщин, детей и стариков. Всякого, кто захотел бы спасти их от ожидавшей участи, убили бы на месте.

...Все дороги Малой Азии были заполнены толпами изгнанных: за шесть месяцев в ужасное путешествие в Сирийскую пустыню отправилось около 1,2 миллиона человек.

...Часто жандармы прокалывали штыком любого, кто падал. Армяне умирали сотнями от голода и жажды. Даже когда они подходили к рекам, жандармы не разрешали им пить. Солнце пустыни обжигало их полуобнаженные тела, а босые ноги так болели от горячего песка, что тысячи людей падали и умирали на месте или были убиты там, где упали.

На фоне этих ужасов заверения турецкого правительства о том, что они действительно намеревались переселить армян в новые места были абсолютно абсурдными".

Фритьоф Нанссен - норвежский ученый, лауреат Нобелевской премии мира верховный комиссар Лиги Наций в 1925 году возглавил комиссию по репатриации жертв геноцида. Нансен неоднократно поднимал тему трагедии армянского народа на публичных собраниях, а в 1927 году издал брошюру "Армения и Ближний восток", где подверг критике европейские государства за проявленное безразличие к армянскому вопросу и невыполненные обещания.

"Младотурки сделали то, что планировали заблаговременно. Они очистили Анатолию от армянского населения и вместе с Талаат-пашой могли сказать, что армянский вопрос nexiste plus (уже не существует – фр). Происходящие события больше не смущают ни одно американское или европейское правительство и ни одного государственного деятеля. Извечный армянский вопрос окончательно и бесповоротно утонул для них в море крови… Горе армянам, когда-либо втянутым в европейскую политику. Было бы гораздо лучше, если бы имя Армения никогда не произносилось ни одним европейским дипломатом".

Валерий Брюсов – литературовед и историк, автор фундаментальной антологии "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней". В 1918 году он выпустил в Москве масштабную работу "Летопись исторических судеб армянского народа». Ниже приведен отрывок из работы.

"Что бы ни говорили защитники турок, как бы ни ссылались на доводы «государственной необходимости", ничто не может оправдать массовых избиений, опустошения целых провинций, обрекания на голодную смерть изгоняемого населения деревень и городов и т.п."

Ирландский журналист Эмиль Диллон

Живя в Турции, ирландский ученый и журналист Эмиль Диллон собрал множество свидетельств о политике истребления, которую проводила Османская империя по отношению к армянам. Благодаря ему в английской периодике появился ряд статей не только об Армении, ее истории и культуре, но и о положении армян в Турции. Ниже приведены отрывки из его объемной статьи "Положение дел в Турецкой Армении".

"Эта политика истребления проводится неукоснительно, и если ей не положить конец, то она, без сомнения, приведет к окончательному разрешению армянского вопроса; но оно будет позором для христианства и насмешкой над цивилизацией… Первый шаг к осуществлению плана истребления заключался в том, чтобы систематически разорить народ.

Армянским девушкам постоянно грозит опасность похищенья со стороны турок и курдов, и родители вечно озабочены, как защитить их. Средством защиты служит и очень ранний брак, и переодевание мальчиком.

...Лусине Мушег из деревни Хнусаберд родилась в 1878 г. и ходила в миссионерскую школу в Эрзеруме. Однажды ночью ее схватили, заткнули рот и за волосы приволокли в дом Гусни-бея. Этот человек – сын местного губернатора. Он обесчестил молодую женщину и на другой день отправил домой, но муж отказался принять ее, и теперь она отверженная".

Разоблачительница "заговора молчания" француженка Северин

Французская журналистка Северин (настоящее имя Каролина Реми) первой во Франции опубликовала статью "Армянские погромы". Она является одним из авторов понятия «заговор молчания» - разоблачая подкупленную Абдул Гамидом французскую прессу.

"Каждые десять, каждые пять лет льется армянская кровь, и поистине невероятно, что ее источник столь неиссякаем!

А самое отвратительное – не знаю, на каком основании, вокруг этой несчастной нации плетется заговор молчания, чтобы никому не вздумалось симпатизировать и жалеть ее. ...И ведь не только вчера или только что, нет, уже целый год турки методично все превращают в руины, стремясь, чтобы Армения исчезла. И все знают об этом, тому есть доказательства, и никто этого не отрицает".

Немецкая писательница Эльза Фрапан (Акунян)

Писательница Эльза Фрапан, которая часто подписывалась фамилией мужа-армянина (Акунян), неоднократно выступала в немецкой прессе в защиту армянского населения в Османской империи. Она также является автором книг "Армянский вопрос", "Армяне и царизм".

"В Армении, оказавшейся под жесточайшим, бесчеловечнейшим игом, совершаются события библейского масштаба и значимости. Я изучила страшные документы о страданиях и мученичестве армян; с одной стороны, мое сердце обливалось кровью при мысли о гонимых и преданных мечу, с другой – душу переполняли восторг и ликование. Передо мной разыгрывается великая драма. Кровожадному скотскому высокомерию и фанатичному варварству дикой, не способной к образованию, отсталой массы противостоит самоотверженная жертвенность и железная стойкость цивилизованной, стремящейся к образованию, в высшей степени одаренной нации".