26-08-2015 13:56

Экс-премьер Армении: С новой Конституцией Армения перестанет быть республикой

Депутат от фракции Армянского национального конгресса, экс-премьер Армении Грант Багратян опубликован на своей страничке в социальной сети Facebook несколько эссе, посвященных представленному проекту конституционных реформ. Как пишет Багратян: «Важно понять, как сориентировать народ в вопросе проекта конституционных реформ. Решил посвятить этому несколько эссе: «Новая Конституция и общегосударственные выборы», «Новая Конституция и парламентаризм», «Новая Конституция и права человека», «Новая Конституция и экономический строй Армении», «Новая Конституция и судебная система», «Новая Конституция и местное самоуправление» и проч.

Эссе 1. «Новая Конституция и общегосударственные выборы»

В обосновании проекта конституционных реформ отмечено, что Конституция 1995 года была создана для одного человека, а новая Конституция уже для народа, наконец, учитываются основополагающие права человека. Но что же в действительности преподносить правящее республиканское большинство. Если в настоящее время у граждан Армении есть два общегосударственных органа (Президент и НС РА), которые они могут избирать путем прямого, тайного, свободного голосования (оставим в стороне избирательные фальсификации правящей партии), то новой Конституцией нет ни одного подобного органа. Прямые выборы президента ликвидируются. Ликвидируются также выборы НС. Тут есть 1 тур с указанными выше свойствами, но есть также второй тур, когда в выборах многомандатного органа кто-то должен одержать победу и прибавить неизвестное количество голосов к своим голосам, чтобы обеспечить формирование стабильного большинства. Этот второй тур очевидным образом создан для правящего большинства. Достаточно, чтобы за эту партию проголосовал госаппарат, армия, полиция и проч., она оказывается во втором туре и делает что хочет. И в этом втором туре вышеуказанные принципы общности и равенства не действуют. Следовательно, нет и полноценных выборов. В этом заключается идеология стабильного большинства. Еще более комичны выборы Президента Армении. Вводится институт выборщиков: депутаты + выборщики - представители ОМС. Последние уже избраны и все они (99%) республиканцы. Тут предусмотрен ОЧЕНЬ хитрый и продуманный момент. Если даже республиканцы потерпят поражение на выборах в НС (к примеру, каким-то чудом оппозиции удастся набрать 51%), то их кандидат в Президенты однозначно будет избран. В этом случае Президент спокойно блокирует премьера от оппозиции. «Новый» Президент обладает теми же полномочиями (практически без изменений), что и «старый». Для того, чтобы ввести в заблуждение людей республиканцы также устами оппозиции ввели в обращение ошибочное выражение, будто Президент будет символичной фигурой. Ничего подобного, он – глава государства и имеет те же права. И представьте, такого человека избирает какой-то совет выборщиков. Если оппозиция, как всегда, получает на парламентских выборах небольшой процент, то не имеет возможности даже представить кандидата в президенты, поскольку для этого необходимо 2/5 совета выборщиков. Для оппозиции это означает, что если на парламентских выборах она не получит 40% (4/5) голосов, то не может выдвинуть своего кандидата в Президенты. И таким образом, президента Армении фактически назначает элита РПА, она же может его и снять с должности.

Эссе 2. «Новая Конституция и парламентаризм»

В целом парламентаризм связан со следующими основными принципами:

1. В парламентской республике исполнительная власть должна иметь лишь функции принятия исполнительных актов, а подзаконные акты в большей степени должны быть превращены в законы или приниматься совместно с Национальным собранием (подписываться председателем НС и премьером, либо главами парламентских комисии и министрами). В данном случае законодательные возможности НС должны быть увеличены в 7-8 раз: вместо 200-250 законов должны приниматься 1200-1400. В то время как внутренних реформ НС не предусматривается, увеличения объема работы также. Даже количество парламентских комиссий остается прежним (12 вместо 30).


2. Вместо председателей должны был сопредседатели постоянных парламентских комиссий, один из них должен быть представителем правящей силы, другой – оппозиции. Этого тоже нет.

3. Депутат имеет право выступать с законодательными инициативами. Однако устав НС таков, что в настоящее время оппозиционные депутаты не могут пользоваться этим правом. Согласно уставу закон должен быть представлен на заседании профильной комиссии, при наличии мнения правительства и в случае отрицательно заключения (во всех комиссиях республиканцы имеют «стабильное» большинство) законопроект не входит в повестку дня. Как в подобных условиях оппозиционный депутат может воспользоваться этим правом? В Армении – никак. В проекте конституционных реформ эта проблема не решена. Вновь закон пресекает эту конституционную норму.

4. Г.Арутюнян (глава КС – ред.) и члены комиссии по конституционным «реформам», республиканцы, представители иных партий утверждают, что новой Конституцией Президенту предусмотрена символичная роль. Лгут. Это не так. Представляю статистику полномочий президента в действующей Конституции и в проекте новой. Сейчас полномочиям президента посвящено 12 статей Конституции, предложенным проектом реформ их 22. Действующий президент имеет 18 основных полномочий, новый будет иметь 17. Кстати, в Конституции Германии есть лишь 8 статей о федеральном президенте, которому дано 5 полномочий. Ему посвящено всего 1,7 стр. Конституции, в нашей новой Конституции о президенте отмечается 7 стр. Таким образом, в реальности у нас будет практически тот же президент, имеющий внушительные полномочия. Однако человека с подобными полномочиями будет назначать какой-то совет выборщиков в соответствии с решением правящей партии. Народ лишен права выбирать.

5. Новой конституцией Президент может блокировать Премьера и председателя НС, НС блокирует Премьера и Президента, Премьер – Президента и НС. А тот, кто руководит правящей партией, говорит: кому и кого блокировать.

Вот такой парламентаризм. Поэтому мы и говорим: с новой Конституцией Армения перестанет быть республикой».