13-10-2014 18:42

Институт брака и позиция Ватикана

Аргентинский папа-иезуит, который начал постепенно менять ситуацию в католическом мире, созывает в Ватикане собственный «мини-консилиум», который с 5 октября займется рассмотрением одного из главных вопросов на повестке дня католической церкви: заявлений по поводу нравственности в сексуальных и семейных отношений. Дело в том, что некоторые считают их неприспособленными к новым требованиям современного общества и подвижного состояния пар. 
300 кардиналов, епископов, экспертов и простых пар со всего мира должны рассмотреть все самые острые вопросы: сожительство до свадьбы, контрацепцию, аборты, однополые браки и т.д. Первая сессия этого «синода» будет идти до 19 октября. Вторая состоится осенью 2015 года, и по ее итогам папа примет окончательное решение. Тогда весь мир сможет дать оценку его реформаторским намерениям, которые он так активно демонстрировал с момента избрания в марте 2013 года. 
Таким образом, Ватикан впервые проявляет открытость по столь чувствительному вопросу. Год назад через национальные собрания епископов верующим по всему миру были переданы вызвавшие бурную реакцию анкеты. Несмотря на принятые меры, секретность сохранить не удалось, и об ответах много писала пресса сразу в нескольких странах, в том числе во Франции и Германии. Они вызвали панику в консервативных кругах и подтвердили существование растущей пропасти между традиционным подходом и типичным поведением пар, в том числе и верующих католиков. 
Так, большинство из них считают архаичными и устаревшими предписания Ватикана о запрете химической контрацепции, однополых браков и доступа к причастию для разведенных и вновь вступивших в брак людей. Церкви сегодня приделают уделить больше внимания трудностям, которые могут возникнуть на пути пар и семей. Ее призывают кардинально изменить позицию по вопросам секса и супружеской жизни так, чтобы она не была «далекой от реальной жизни» и не сводилась к «нравственному запрету».

Запрет для разведенных
Сильнее всего страсти кипят вокруг позиции церкви насчет разведенных и повторно вступивших в брак. Этот вопрос уже породил вылившийся в общественное пространство жаркий спор между консервативными и либеральными кардиналами, вмешиваться в который сам папа Франциск пока избегает. В любом случае такая полемика стала небывалым делом для церковной верхушки.
О чем идет речь? В католическом праве заключенный в церкви брак нерушим. Расторгнуть его можно только в случае признания его «недействительности» церковным судом (незрелость или принуждение в момент согласия, отсутствие консумации брака и т.д.). С точки зрения церкви женатый человек навсегда остается таковым, даже если разводится.
Поэтому для разведенных повторное заключение брака в церкви уже невозможно. Более того, в случае второго брака люди лишаются доступа к церковным обрядам. Этот запрет весьма болезненно воспринимается верующими, особенно теми, кто стали «жертвами» развода (то есть оказались брошенными) и не могут сохранять требуемое церковью целомудрие. 
Такая несправедливость и дискриминация уже давно вызывают раскол в католическом мире и портят его образ за границей. Однако возникают подобные ситуации все чаще и чаще: головокружительный рост числа разводов (133 000 во Франции за 2011 год, то есть 46,2 развода на 100 браков) не обошел стороной и католические пары. Им тоже хорошо знакомы неудачи, внебрачные дети, необходимость в одиночку растить детей. Семейная модель «мужчина, женщина, ребенок», за которую активно держатся противники однополых браков, на самом деле уже давно пошла прахом, в том числе и среди католиков. 
Все больше и больше людей требуют изменить позицию Римско-католической церкви, которая упорно следует непреложному правилу нерушимости брака, так как, по мнению евангелистов, этого хотел сам Христос. Это все хуже и хуже сочетается с духом щедрости и милосердия, к которым папа Франциск ежедневно призывает своих верующих и весь мир. Кроме того, данному правилу все реже следуют на практике: священники просто закрывают на все глаза и допускают к причастию разведенных верующих даже в том случае, если те вновь вступили в брак.

Нерушимость брака

На собрании кардиналов в феврале этого года папа доверил немецкому кардиналу Вальтеру Касперу (он пользуется репутацией либерального и открытого человека) проверить реакцию на возможное изменение позиции по отношению к повторно вступившим в брак. Этот уважаемый кардинал, который сыграл большую роль в сближении с протестантами, англиканцами и православными христианами, еще с начала 1990-х годов начал борьбу против этого запрета. Он называл его устаревшей концепцией, которая к тому же встречает непонимание у верующих и других церквей. Тем не менее, тогда его заставили замолчать ревностный в вопросах нравственности Иоанн-Павел II и его правая рука кардинал Иозеф Ратцингер, будущий Бенедикт XVI. 
В феврале во время выступления перед коллегами в Ватикане он вновь выступил за «смену парадигмы», так как это нужно, чтобы «понять положение тех, кто страдает и нуждается в помощи». По его мнению, повторно вступившие в брак должны получить разрешение на доступ к причастию при определенных условиях, например, после прохождения ими «пути покаяния», который во многом напоминает практику объединенной церкви первых веков. Православные сохранили эту традицию, и их духовенство допускает вторую свадьбу для верующих, хотя та и не считается равнозначной церковному таинству. 
Папа Франциск назвал эту мысль кардинала Каспера «глубокой и светлой», однако она породила настоящую бурю негодования в консервативных кругах. В июле кардинал Герхард Мюллер, префект конгрегации доктрины веры (то есть страж традиций католической церкви при папе), выпустил книгу, в которой пошел в совершенно ином направлении, чем его соотечественник. В частности он осуждает «категорически ошибочные» теории, который ставят под угрозу нерушимость брака и способствуют новым разводам. «Нельзя говорить, что брак рухнул по той лишь причине, что любовь супругов угасла, — говорит он. — Нерушимость брака не зависит от неизменных или преходящих человеческих чувств. Он нерушим, потому что так хотел сам Бог». 
Позднее к нему присоединились другие кардиналы-консерваторы, такие как Рэймонд Берк, Вальтер Брандмюллер, Карло Караффа и Велазио Де Паолис. Они вместе написали книгу в защиту традиционной церковной доктрины. Вошли в лагерь противников перемен и другие влиятельные фигуры: Тимоти Долан (Нью-Йорк), Марк Уэлле и Джордж Пелл (Курия), Ангело Скола (Милан) и даже такой прогрессивный кардинал как Кристоф Шенборн (Вена).

Кардинал Вальтер Каспер

Все эти священнослужители примут участие в октябрьской сессии синода и, не жалея сил, схлестнутся с кардиналом Каспером и его сторонниками. Тот в свою очередь был удивлен остротой нападок на его персону и утверждает, что ни в коем случае не покушался на католическую доктрину о нерушимости брака. Во многих интервью он говорит, что не боится противостояния сторонников и противников перемен. «Это не абстрактная проблема доктрины, а острый вопрос, который касается многих семей, многих вступивших во второй брак пар, — считает он. — Мы не можем изменить доктрину, но должны приспособить ее к сложным ситуациям». 
В ходе всех этих споров папа Франциск предпочел хранить молчание. Он выступил за открытую дискуссию, обмен конкретным опытом между священниками и приглашенными на заседание синода светскими парами. Относится это и к самым острым вопросам, как, например, доступ к причастию для повторно вступивших в брак католиков. Как бы то ни было, подобное решение выставляет на всеобщее обозрение возникший в церковной верхушке глубокий раскол, а это ни к чему хорошему точно не приведет.