08-11-2016 11:15

Советский "Титаник": тайна гибели теплохода "Армения"

Трагедия, произошедшая в Черном море 7 ноября 1941 года, по различным данным, унесла жизни от 5 до 7 тысяч человек.  Ровно 75 лет назад произошла одна из крупнейших морских трагедий Второй Мировой войны — немцы потопили советский санитарный теплоход "Армения". "Армения" была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского и спущена на воду в ноябре 1928 года. Теплоход вошел в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря, состоящей из "Абхазии", "Аджарии", "Украины", "Крыма", "Грузии" и, соответственно "Армении".

Судно имело дальность плавания 4600 миль, могла перевозить в каютах 518 пассажиров, а также до 1000 тонн груза, развивая при этом максимальную скорость 14,5 узла (около 27 км/ч). Все эти суда стали обслуживать "экспрессную линию" Одесса — Батуми — Одесса, исправно перевозя тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны корабль перенаправили на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе ее переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым. На грот-мачте был поднят большой белый флаг с изображением международного Красного Креста. К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. На корабле эвакуировались не только раненые, но и гражданское население. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной. В последний рейс "Армения" отправилась с огромным количеством раненых солдат, а также гражданских лиц. На борту, кроме того, находилось партийное руководство Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз (сопровождавшийся сотрудниками НКВД). Капитан Плаушевский знал, что только темная ночь может обеспечить скрытность плавания и не даст возможность авиации противника атаковать "Армению".
Однако судно вышло в море не ночью, а днем. Неизвестно, капитан принял решение сам, или ему был дан приказ "сверху". Такой приказ сулил гибель, и некоторые историки склонны считать, что капитана дезинформировали спецслужбы немецкого абвера. Другие источники говорят о том, что давление на него оказали сотрудники НКВД.

В своих записках командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский пишет: "Когда мне стало известно, что транспорт "Армения" собирается выходить из Ялты днем, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае не выходить до 19.00, то есть до темноты. У нас не было возможности обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолетами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты". По официальным данным, погибло 5 тысяч человек, и лишь восемь спаслось. Вызывает много вопросов тот факт, что документы по трагическому инциденту были уничтожены в 1949 году. По некоторым сведениям, через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего "Армению", дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: "архив люфтваффе вывезен в СССР". Трагедия "Армении" до сих пор остается одной из "белых пятен" Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.