31-03-2014 15:18

Омбудсмен Армении выразил свое мнение о недостатках и проблемах обязательной накопительной пенсионной системы

Защитник прав человека в Армении Карен Андреасян сегодня, в связи с рассмотрением в Конституционном суде иска по внедрению обязательной накопительной пенсионной системы, представил замечания офиса Защитника прав человека, касающиеся реформ в этом вопросе.
Наблюдающиеся в данной сфере недостатки и проблемы:
• Внедренная обязательная накопительная пенсионная система была спорной и привела к ряду проблем, в частности, определенное ограничение зарплаты и использования накопленной суммы, а в отдельных случаях невозможность получения накопленных сумм, неопределенность правового характера обязательных накопительных платежей, возрастное разграничение.
• В качестве минимальной заработной платы принята сумма в размере 45.000 драмов, которая даже меньше минимального прожиточного минимума человека (минимальная потребительская корзина составляет около 56.000 драмов).
• Многодетным семьям не было предоставлено достаточной социальной поддержки, вследствие чего ряд подобных семей находится на грани бедности.
• Профсоюзы в основном не состоялись и не могут действовать эффективно, так как не были предприняты необходимые шаги по их эффективности. В результате рабочие права людей недостоачно защищены от злоупотреблений начальства.
• Встречалось множество случаев, когда сотруднику не предоставлялся образец рабочего договора, не выплачивалась зарплата, незаконно прекращалось возмещение ущерба за производственные травмы, нарушался ряд других рабочих прав.
• Не были разработаны четкие стандарты, которые бы не позволяли работодателю увольнять сотрудников по причине достижения пенсионного возраста.
• Бывали случаи, когда министерство, нарушая закон, не выдавало социально необеспеченным гражданам полагающиеся им по закону квартиры.
• В результате законодательных упущений и неэффективного контроля министерства органы, ответственные за опеку и попечительство не реализовали должным образом свои функции, в частности, не проводили ислледований т жизни детей, не посещали дома, кроме того, зачастую выдавались субъективные заключения.
• В результате неэффективной деятельности министерства продолжают оставаться нерешенными вопросы по выявлению бездомных детей и малолетних попрошаек, предоставлению квартир выпускникам детских домов, усыновлению детей-инвалидов.
• Продолжает оставаться нерешенным вопрос трудовой занятости лиц, имеющих инвалидность, так как даже новый закон не предусматривает достаточного количества рабочих мест.
• Из-за несовершенства законодательства ряд сотрудников не получили возмещения за ущерб на рабочем месте: в частности, полученные травмы и профессиональные заболевания.
• Было утверждено новое пособие на похороны в размере 200 000 драмов, что намного меньше пособия, действовавшего в прошлом. В результате сократилась сумма пособия, выплачиваемая родственникам пенсионеров в случае их смерти, что в прошлом составляло 25-кратную сумму их пенсии.
• Вследствие неэффективных законодательных изменений люди не смогли получить пособий своих родственников по законным доверенностям.
• Вследствие противоречий, существующих в законах, в случае смерти пенсионеров их родственники в основном не смогли получить пенсию покойных в качестве наследства.
В отдельных случаях министерство отказывало в предоставлении пенсий по доверенностям, заверенным зарубежными нотариусами и в консульствах посольств Армении, тем самым нарушая закон и решение Конституционного суда.
• Не были утверждены законом также поправки, приравнивающие понятие «профессиональный рабочий стаж» к понятиям «профессиональный стаж» и «научно-педагогический стаж», вследствие чего ряд лиц могут лишить тех льгот, которые предусмотрены для лиц, имеющих профессиональный рабочий стаж (например, устраиваясь на работу, при получении пенсии и в ряде других случаев).
Зафиксированные положительные развития
• В сфере реализации медицинско-социальных экспертиз уполномоченными органами были предусмотрены стандарты по характеристике инвалидности. Национальный институт труда и социальных исследований провел переподготовку 136 специалистов 3 специализированных детских домов и 226 специалистов иных учреждений по уходу и защите детей.
• С целью возвращения детей в биологические семьи и их устройства в семьях опекунов в учреждениях по уходу и защите за детьми в рамках программы «Круглосуточный уход за детьми и защита детей, реализуемый в учреждениях службы по возвращения детей в их семьи (разгрузка и предотвращение) в Армении» в Лорийской области был предотвращен переход 25 детей в подобные учреждения, а еще 25 детей возвратились из учреждений в свои семьи.
• Разработана методология по предоставлению социальных услуг и ухода за лицами, испытывающими ппроблемы с психическим здоровьем. Согласно их диагнозам, исходя из диагностических положений и степени тяжести болезни, предусматривающая также механизмы по ведению и сохранению информации в электронном виде.