09-02-2017 18:29

Москва и Тбилиси собираются реанимировать договор, способный прорвать транспортную блокаду Армении

Москва и Тбилиси собираются реанимировать договор "О торговых коридорах", способный прорвать транспортную блокаду Армении.
Как стало известно, встреча в Праге заместителя главы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьера Грузии по связям с Москвой Зураба Абашидзе завершилась важным сдвигом. Участники переговоров решили вдохнуть новую жизнь в договор "О торговых коридорах" 2011 года, позволяющий сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий. Григорий Карасин заявил, что речь идет о "серьезном прогрессе в практической области".
"Мы с Григорием Карасиным решили действовать методом малых шагов",— пояснил Зураб Абашидзе по итогам переговоров. По его словам, стороны решили обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, "не переходя красные линии". Для Москвы и Тбилиси — это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск.
Оставив за рамками консультаций острые политические разногласия, участники переговоров смогли добиться серьезного прогресса в торгово-экономической сфере. "Мы решили задействовать договор 2011 года, позволяющий нашим странам развивать торгово-экономические и транспортные отношения",— сообщил спецпредставитель премьера Грузии.
При этом, стороны могут обойти щекотливый вопрос таможенного оформления грузов на границе, а также задействовать автомагистраль через Южную Осетию, что особенно важно для Армении, поскольку Военно-грузинская дорога, связывающая эту страну с Россией, часто закрывается из-за погодных условий, пишет издание.
В 2011 году посредниками на переговорах между РФ и Грузией были власти Швейцарии. Они выступили с предложением о создании электронной системы слежения за передвижением товаров на абхазском и южноосетинском участках границы. Такой вариант позволял обойтись без формального признания Москвой статуса этих операций как российско-грузинской торговли, то есть без формального признания Южной Осетии и Абхазии частью Грузии. В итоге соглашение реализовано не было. Но теперь стороны вновь решили вернуться к достигнутым в 2011 году договоренностям.

Как пояснил Григорий Карасин, речь все еще идет о задействовании трех коридоров. Один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в городе Зугдиди. Второй коридор стартует около североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, заканчивается в Гори, а третий расположен у КПП Казбеги—Верхний Ларс. Роль оператора таможенных пунктов будет по договоренности Москвы и Тбилиси играть швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги в сфере инспекций и сертификации.

По словам высокопоставленного российского дипломата, представители властей Швейцарии посетят Москву и Тбилиси в конце марта, чтобы обсудить остающиеся нерешенные вопросы. Прежде всего сторонам предстоит определиться, где именно будут расположены таможенные пункты (в соглашении 2011 года указаны лишь географические координаты, а не названия мест, это было сделано, чтобы сохранить нейтральный подход к статусу Абхазии и Южной Осетии). После того как будет решен вопрос с расположением таможенных пунктов, Россия и Грузия должны будут подписать соглашение с SGS. "Мы готовы это сделать,— заверил "Ъ" Григорий Карасин.— достигнут серьезный прогресс в практической области. Теперь будем продолжать двигаться к тому, чтобы все это заработало".

По его словам, в ходе переговоров в Праге речь также шла о модернизации подъездных путей к Верхнему Ларсу, "чтобы на российско-грузинском треке была возможность пропускать намного больше грузового и легкового автотранспорта". В консультациях принимали участие и представители министерств транспорта обеих стран. "Мы готовы пойти на определенные затраты (на модернизацию дороги.—)», — отметил заместитель главы МИД РФ.

Григорий Карасин подчеркнул, что в реализации соглашения от 2011 года заинтересованы не только Россия и Грузия, но и Армения. "Как только мы решим все остающиеся вопросы, то сразу начнем реализацию (соглашения.. Осталось сделать последний, самый трудный шаг",— сказал собеседник