03-10-2017 14:15

Минеральные воды Джермука под угрозой из-за эксплуатации Амулсарского золотого рудника (Фото, видео )

Золотую руду на горе Амулсар нашли в 2006 году. Геологи назвали месторождение крупнейшим в республике. По их данным, жила, обнаруженная на юго-востоке страны, в долине между реками Арпа и Воротан в окрестностях города Джермук, содержит около 31 миллиона тонн драгоценной руды и 40 тонн чистого золота. Разговоры о разработке золотоносного участка начались сразу после его открытия. В течение десяти лет велись подготовительные работы. Геологоразведкой занялась компания Lydian International, главным акционером которой является Европейский банк реконструкции и развития. Обустройство будущего рудника на горе Амулсар компания начала в августе 2016-го.

В церемонии открытия «золотой» стройки принял участие и глава правительства. Бывший премьер-министр Овик Абрамян, сказал, что Амулсарский проект — одна из крупнейших международных инвестиционных программ в Армении. Только расходы на строительство, завершить которое планируется летом 2018 года, составят 370 миллионов долларов. «Мы прошли долгий путь, у нас были объективные и субъективные сложности, однако важно то, что строительство стартовало, чему я как глава правительства рад», — заявил он.

 

Гражданская инициатива Армянский природоохранный фронт (АПФ), Союз зеленых Армении, общественные организации ''ЭкоЛур'', ''Ассоциация за устойчивое человеческое развитие", ''Центр развития Джермука'', ''Экологическая академия'' обратились к премьер-министру РА Карену Карапетяну и министру охраны природы РА Арцвику Минасяну, с призывом признать недействительным положительное заключение природоохранной экспертизы, предоставленное программе эксплуатации Амулсарского золотого месторождения.

 

В обращении говорится:
Три известные международные организации из Австралии, США и Канады, по заказу нашего соотечественника Арута Бронозяна, проживающего в США, изучили более одного десятка документов на сайте компании Lydian International и представили свои оценки и заключения, касательно рисков Амулсарской золотой программы. Речь идет, в частности, о формировании дренажа кислых пород (ДКП) и его воздействии на поверхностные и подземные воды, об оценке водно-геохимических проблем, а также об очистке вод, подлежащих загрязнению.

  

В оценках научно обоснованно представлены многочисленные недостатки, случаи использования неприемлемых по международным стандартам методов, недостаточное количество изученных образцов, неверные выводы и предположения, не оцененные, или пониженные риски, отсутствие механизма ответственности компании и другие серьезные проблемы, которые отражены в документах, в оценках рисков и в планах управления Lydian.

Выяснилось также, что Lydian должна выполнить около три десятка поручений и исследований, часть которых являются крупными, дорогими и долгосрочными.
Независимые эксперты пришли к следующему единогласному заключению:
''Амулсарское месторождение нельзя эксплуатировать до тех пор, пока надлежащим образом не изучены все экологические проблемы со стороны независимых экспертов/консультатов. Выявленные недостатки должны быть включены в план управления кислотного и металлического дренажа, куда также будут включены ответственность и обязательства как правительства, так и компании''.

Мы также изучили отчеты независимых экспертов и убедились, что представленные в них факты научно обоснованы и полностью могут послужить правовой основой для приостановления Амулсарской золотой программы.

Правительство РА, не имея соответствующего опыта и профессиональных навыков, по сути не провело собственную профессиональную, серьезную экспертизу, а всего лишь поверило тем предположениям, которые Lydian представила в своих документах, и игнорировало все остальные возражения и обоснования независимых экспертов.
Мы призываем премьер-министра РА поручить министерству охраны природы серьезно изучить и оценить вышеуказанные документы международных экспертов, так как в них ясно отмечено, что расходы на ликвидацию загрязненных вод вследствие горнорудной деятельности могут многократно превысить налоги, уплачиваемые в государственную казну, а в непредсказуемых случаях полностью окажутся на плечах государства и граждан Армении.

В исследованиях, проведенных международными организациями, имеется много неопровержимых фактов, которые ставят под серьезное сомнение полноту, достоверность, достаточность качественной, свежей информации, обоснованность и целостность отчетов Lydian.

Необходимо четко осознавать, что Амулсар, из-за своего уникального географического положения и огромных масштабов предусмотренной деятельности, должен быть в центре внимания, а все риски должны быть профессионально строго обоснованы и смоделированы, так как под серьезной угрозой окажутся минеральные воды Джермука, водные бассейны Воротан, Арпа, Дарб, Кечутское и Спандарянское водохранилища и водоканал, соединяющий их, и, в конце концов, озеро Севан.

Кроме этого, необходимо учесть, что большинство участков Амулсарского месторождения находятся в зоне непосредственного воздействия озера Севан, где любая деятельность прямым или непрямым путем может иметь воздействие на Севан, на гидро-физические, гидро-химические, гидро-биологические, санитарно-гигиенические и другие качественные и количественные показатели рек, впадающих в озеро Севан (статья 8 закона РА ''Об озере Севан''). Вышеуказанные исследования доказывают, что эти негативные воздействия неизбежны, и полностью не оценены со стороны Lydian.
Результаты вышеуказанных исследований международных экспертов, по сути, являются новыми экологическими факторами, которые появились во время экспертизы измененного документа ОВОС Амулсарской программы, и после предоставления положительного заключения. Предлагаем министерству охрану природы РА, в соответствии с 5 пунктом 2 части 21 статьи закона РА ''Об экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду'', признать недействительным положительное заключение ПЭ 35 государственной экологической экспертизы, предоставленное бывшим министром.