Բավ է պառակտվել
01-06-2016 16:13

Роберт Кочарян: Эйфория военной победы в Баку абсолютно беспочвенна

Второй президент Армении Роберт Кочарян представил свою точку зрения касательно четырехдневной войны в зоне карабахского конфликта в апреле 2016 года.
Говоря о возможности новой войны, Р.Кочарян отметил: «Война была короткой, стороны не истощили свой потенциал, поэтому особого времени на восстановление и не нужно. Вопрос в трезвой оценке Азербайджаном происшедшего и его готовности к тяжелой, затяжной войне. Думаю, если бы эта готовность у Баку в апреле была, то война не остановилась бы за 4 дня. То, что Азербайджан стал превосходить нас в качестве вооружения, не было секретом, однако одно дело это знать, другое – столкнуться с этим на поле боя. Ирония в том, что Армения – член ОДКБ, с российской военной базой на своей территории – заметно уступала противнику в качестве вооружения. Болезненная реакция общества здесь понятна. Всем хотелось верить в то, что военный союз с Россией гарантирует как минимум соблюдение военного баланса, а значит и безопасность Армении и Карабаха (до реализации контракта подписанного между Баку и Москвой в 2011 году паритет в качестве вооружения соблюдался).
Все оказалось гораздо сложнее. Очевидно, что обострение военного конфликта не выгодно России, поскольку ставит ее перед сложным выбором между обязанностями посредника, военного союзника Армении и стремлением дальнейшего сближения с Азербайджаном. Поставки новейшего наступательного вооружения Баку нарушили баланс, значительно повысив вероятность такого сценария».
В ответ на вопрос, не должна ли Армения пересмотреть формат участия в ЕАЭС и ОДКБ, как и свои отношения с некоторыми партнерам по союзам и объединениям, например – с Беларусью и Казахстаном, Роберт Кочарян сказал:
«Действия некоторых стран ОДКБ, по сути, несовместимы с нашим общим членством в военном союзе. Очевидно, что интересы этих стран мы не изменим, но сделать для себя серьёзные выводы должны. Надо правильно понять, что такое ОДКБ, и не иметь от организации заведомо завышенных ожиданий. ОДКБ – ассиметричная структура, стержнем которой являются военно-политические интересы России в самостоятельной и раздельной увязке с интересами каждой из стран-участниц. Нет выраженного интегрированного общего интереса. Где наши общие военно-политические интересы, к примеру, с Казахстаном или с Киргизией? Наивно полагать, что совместное членство в ОДКБ может перевесить сложившиеся взаимоотношения Казахстана с Турцией и Азербайджаном. Поэтому на ОДКБ следует смотреть в контексте военно-политического и военно-технического сотрудничества с Россией. Такова реальность, и из неё надо исходить».