26-11-2015 12:59

Левон Тер-Петросян: В подобной ситуации проведение конституционных реформ является пиром во время чумы

Референдум по конституционным реформам действительно чреват непредсказуемыми последствиями для Армении и Карабаха. Об этом в своей статье, пишет первый президент Армении, глава партии «Армянский национальный конгресс» Левон Тер-Петросян.

В своей статье, Тер-Петросян, в частности, отмечает:

«До того, как перейти к основному материалу, хотел бы повторить те мои утверждения, согласно которым пакет конституционных реформ является в реальности проектом новой Конституции, поскольку речь идет не о частичных уточнениях и дополнениях отдельных положений, а о коренном изменении государственной структуры Армении. 
Не выяснив мотивов подобного резкого поворота, тем более, что ни в программе президента Армении, ни в программе правящей Республиканской партии не было даже намека на необходимость в подобных переменах, бессмысленно говорить о преимуществах или недостатках президентской и парламентской систем правления. Следовательно лагерь «Против» однозначно поступает правильно, не вовлекаясь в фальшивый и неплодотворный диспут по этому вопросу, который призван отвлечь внимание от сути проблемы. 
Что касается мотива, то ни для кого, в том числе и для инициаторов, не секрет, что целью «реформ» является преодоление конституционного препятствия продления полномочий президента Армении и воспроизводство действующего режима. Посему заверения представителей лагеря «За» о том, будто конституционные реформы были инициированы во имя укрепления Армянской государственности, обеспечения баланса между различными ветвями власти, установления полноценной законности, ликвидации коррупции, последующего углубления демократии, наиболее эффективной защиты прав человека и проч., являются цинизмом и фарисейством. 
Помимо детского лепета «честное слово, клянусь мамой, чтоб я сдох, если вру», у них нет иного довода, чтобы доказать правдивость своих уверений и убедить народ. Они не понимают, что народ не может верить в клятвы, звучащие из уст людей, которые долгие годы безжалостно обирали страну, стали причиной эмиграции сотен тысяч граждан, в массовом порядке фальсифицировали выборы на всех уровнях, замяли преступления «27 октября» и «Первое марта», а также множество других преступлений и убийств, совершенных представителями режима.

Пусть не покажется странным, если я скажу, что поборники новой конституции достойны определенного сочувствия, поскольку, добровольно или нет, но они вынуждены доказать недоказуемое, становясь по этой причине предметом насмешек народа. Без преувеличения, их бездарная кампания уже полноценно провалилась, свидетельством чему являются заказанные властями социологические опросы, согласно которым ¾ населения Армении выступает против конституционных реформ. 
А это означает, что если режим рассматривает проведение этих реформ, как вопрос жизни и смерти, то будет вынужден использовать весь арсенал фальсификаций, насилия, подкупа избирателей, административного и криминального ресурса, в очередной раз становясь причиной острых внутриполитических потрясений, углубления апатии народа, новой волны эмиграции и в конечном итоге окончательного разрушения национального единства и ослабления государственности. 
Именно эти грустные и нежелательные реалии должны стать главным предметом беспокойства заботящихся о будущем Армении и Карабаха политических сил, общественных прослоек и гражданских структур. Тем более, что в отличии от поствыборных потрясений 2008 и 2013 гг, наша страна оказывается перед угрозой окончательного разрушения национального единства и ослабления государственности в совершенно иных, новых и опасных геополитических реалиях. 
После перерыва, протяженностью в порядка 25 лет, мир вновь входит в период новой холодной войны, одним из центров которой станет Ближневосточный регион. Признаки этого уже есть. Рьяно вовлекаясь в водоворот сирийских событий и сближая отношения с Ираном, Россия раскрыла свои длительные стратегические интересы в этом регионе. В подобных условия очевидно, что с целью обеспечения собственного тыла Россия предпримет серьезные шаги для укрепления своих позиций на территориях, прилегающих к этому региону. 
Одной из этих территорий, возможно самой главной, является Закавказье, посему Россия будет считать приоритетной задачей для себя решение карабахского конфликта и урегулирования армяно-азербайджанских отношений, свидетельством чему являются визиты Лаврова в Баку и Ереван. Речь вовсе не идет о навязывании Россией какого-либо нового варианта решения Карабахского вопроса, речь идет о придании нового импульса программе, основанной на предложенных сопредседателями МГ Мадридских принципах.
Как бы то ни было, Армения оказалась на пороге серьезнейших вызовов, преодоление которых требует полноценного единства и максимального укрепления. Однако вместо этого, как мы видим, режим страдает манией насильственного навязывания новой конституции народу, что нельзя назвать иначе чем крайняя безответственность или авантюризм. А положение, касающееся ликвидации должности Верховного главнокомандующего ВС, в стране, находящейся фактически в условиях войны, не может уместиться в мозгу здравомыслящего человека. 
Уверен, что Серж Саргсян является, наверное, единственным человеком в системе власти Армении, кто прекрасно осознает опасности, которые таит нынешняя геополитическая ситуация. По этой причине, я все еще надеюсь, что он, проявив государственное мышление, в состоянии хотя бы временно приостановить процесс принятия новой конституции, а если это уже невозможно, хотя бы отказаться от подтасовки результатов референдума и углубления тем самым пропасти между режимом и общественностью.
Государственный деятель не должен руководствоваться такими категориями, как почет, бывают случаи, связанные с судьбой страны, когда отказаться от собственного решения более почетно, чем настаивать на нем. Сегодня именно такой момент, поскольку референдум действительно чреват непредсказуемыми последствиями для Армении и Карабаха. 
Статья была уже готова, когда поступила информация о том, что турецкие ВВС сбили российский самолет. Эта информация свидетельство того, какие опасные сложности ждут ближневосточную арену холодной войны, возобновленной вследствие событий в Украине и в Сирии. Это сложности, которые, к сожалению, не могут обойти Армению. В подобной ситуации проведение конституционных реформ является пиром во время чумы».