16-06-2015 10:53

РЖД разъяснила позицию по строительству ж/д Иран-Армения

РЖД считают важным проект строительства железной дороги Иран – Армения с геополитической точки зрения, но его реализация без государственной поддержки затруднительна, сообщила компания. Такое разъяснение РЖД дали в ответ на публикации ряда СМИ, которые со ссылкой на президента РЖД Владимира Якунина написали о неэффективности реализации этого проекта. 
Источник в РЖД добавил, что позиция компании не менялась, просто некоторые СМИ делают неверные выводы. "Как отмечалось ранее, компания "РЖД" считает, что с геополитической точки зрения проект строительства железной дороги имеет важное стратегическое значение для Республики Армения в контексте интеграции транспортной инфраструктуры республики в евроазиатскую и мировую транспортную систему. Вместе с тем, как и заявлялось ранее, учитывая значительную стоимость и длительные сроки окупаемости проектов такого масштаба, делающих их коммерчески мало привлекательными для бизнеса, их реализация без поддержки государства затруднительна", - говорится в сообщении РЖД. 
Отмечается, что российский и мировой опыт показывает, что государственная поддержка стратегических инфраструктурных проектов создает значительный мультипликативный эффект для промышленности и имеет важное значение для устойчивого развития экономики в целом. 
В декабре 2014 года гендиректор ЮКЖД Виктор Ребец сообщал, что ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" ("дочка" РЖД) планирует выступить оператором железной дороги Иран-Армения. Разговоры о строительстве железной дороги Иран-Армения идут уже несколько лет. Она позволит армянской стороне пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход на внешний мир. В настоящее время все железнодорожное сообщение из Армении осуществляется через Грузию. Ребец тогда отметил, что концессионером по проекту выступает инвесткомпания "Расиа ФЗЭ", которая в конце 2013 года разработала ТЭО проекта, после чего стали понятны основные параметры: ее протяженность, варианты строительства, финансовые затраты. 
Правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства этой железной дороги. Стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов, протяженность составит 300 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций. Ожидается, что строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 миллионов тонн в год. Проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International). Интерес к проекту проявляют китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы.