09-11-2015 08:48

Возрождение национальных музыкальных инструментов начинается со школы

Несколько лет назад специалисты, опасаясь, говорили. "Исчезает интерес к кяманче, тару и другим национальным инструментам". Основной причиной они указали коммерциализацию. По республиканским музыкальным школам распределено более 270 музыкальных инструментов. Тем не менее, родитель для своего ребенка выбирает такой музыкальный инструмент, с помощью которого в дальнейшем он сможет зарабатывать себе на кусок хлеба. Эта проблема получила государственную поддержку. Картина изменилась: пропал интерес к академическим инструментам, к этому добавились другие проблемы – в школах недостаточно, либо вообще нет некоторых музыкальных инструментов, а в районах малое количество специалистов. В 2007 году государство взяло на себя расходы по обучению национальным инструментам в музыкальных школах. Создали проект "О возмещении платы за обучение национальным музыкальным инструментам в музыкальных школах и школах искусств РА". Более 2400 детей получили возможность бесплатного обучения. В рамках программы во многих областных школах республики заново открылись классы национальных, струнных и духовых инструментов. Директор ереванской музыкальной школы имени Спендиаряна Марина Варданян рассказывает: "Школе уделили 66 бесплатных мест, благодаря чему у нас открылся класс по уду. Сегодня у нас уже есть 12 учеников играющих на уде". Когда открывали класс ударных инструментов, у нас обучался всего один ученик, однако на сегодняшний день у нас по тому же классу обучаются 14 учеников. С радостью должна отметить, что сегодня число обучающихся на платной основе также возросло. За последние четыре года также увеличилось число обучающихся в классах по скрипке и виолончели. В музыкальной школе имени Спендиаряна уже действуют классы арфы и альта. Директор сообщил, что сегодня в школе обучается 950 учеников, в отличие от 530 обучавшихся несколько лет назад. По ее словам, интерес к музыкальным инструментам в их школе стал повсеместным. На сегодняшний день возрос интерес к музыкальным инструментам, чего нельзя было сказать несколько лет назад. Такие цифры имеются в музыкальных школах, расположенных в центре города. Что касается музыкальных школ отдаленных от центра, которые находятся на окраине, мы предполагали, что столкнемся с совершенно другой картиной. Однако директор музыкальной школы имени Вилли Мокацяна Елена Татманян отметила, что в школе возросло количество учеников, получающих музыкальное образование. "В этом году в школе обучается 140 учеников, увеличилось количество обучающихся по классу фортепиано и скрипки, также в школе есть один ученик изучающий мастерство игры на валторне и 5 учеников обучающихся игре на трубе. Что касается национальных инструментов, в школе действуют только классы по барабану и канону. В 2013 году наряду с игрой на дудуке, в программу вошло обучение игре на свирели. Эти классы были открыты в рамках госзаказа", — добавила Елена Татманян. В школах нехватку музыкальных инструментов восполняем благодаря программе "Оборотный фонд музыкальных инструментов". По словам директора фонда поддержки культурного образования Нелли Саркисян, данная программа помогает ученикам и педагогам музыкальных школ, школ искусств и танцев, как в Ереване, так и областях РА. "В рамках фонда программы содействия культурному образованию инициированного министерством культуры для музыкальных школ, мы приобретаем те музыкальные инструменты, в которых нуждается школа на сегодняшний день. Есть школы, которые начиная с 86-87 года не получали музыкальных инструментов. В основном приоритет имеют национальные инструменты: приобретаем духовые, струнные народные инструменты. Однако в последние два года акцент также ставим на классические духовые инструменты. Покупаем такие инструменты, которые школа годами была не в состоянии приобрести — гобой, валторна, фагот, труба. Они слишком дорогие, должно быть именно это и стало причиной низкого числа желающих обучаться по данным инструментам. Возможно, это и является причиной снижения интереса к академическим музыкальным инструментам. И на сегодняшний день мы приглашаем специалистов из-за рубежа для нашего филармонического оркестра", — выразила свою обеспокоенность Нелли Саркисян. "Программа "Оборотный фонд музыкальных инструментов" действует уже три года и, за это время, было куплено и распределено по школам более 270 музыкальных инструментов. Конечно, приобретение инструментов является большим стимулом, однако в данной сфере давно уже назрела другая проблема. В областях очень мало специалистов. Выпускники Консерватории не едут работать в марзы. Можно вернуться к старому механизму: выпускник должен после окончания 2-3 года поработать в одной из областных школ, только после этого получить диплом об окончании. Каким-то образом этот вопрос должен быть решен", — говорит Саркисян